За 10+ лет опыта разработки сложных проектов, я нашел 1 простую технику, которая сильно помогает решать задачи и находить решение проблем легко, притом так чтобы это нравилось клиенту.
Назовем этот метод – ЧеПоК. По сути речь про аббревиатуру ЧПК.
А расшифровывается она так: Чего? Почему? Как?
Когда к вам приходит клиент или кто-то кому нужно помочь решить некую задачу или проблему, то я создаю заметку и пишу 3 вопроса: Что? Почему? Как?
Далее на встрече мы разбираем эти 3 вопроса:
- Чего? Что надо? Чего делаем?
- Почему? Почему нам это надо? Почему мы хотим это сделать?
- Как? Как мы это будем делать?
Вот всего 3 вопроса.
Но вот когда мы честно и педантично пытаемся ответить на эти 3 вопроса – образуется магия.
ЧеПоК магия
Отвечая на 3 эти вопроса – клиент и команда – начинают видеть картину в целом. Они видят как точку входа типа что надо? Так и обзор причин – почему это надо? А потом плавно переходят к сути решения – как будем делать?
Я долго пытался понять почему это работает так круто?
Как оказалось ответ очень сложен и он уходит в понимание психологии и строение мозгов у разных людей. Если интересно можно почитать про троицу Курпатова – Шизоиды, Истероиды и Невротики.
Про то что люди мыслят по разному, говорят одни слова, но видят разное кино.
Этот метод по сути наводит мосты между людьми которые имеют разный тип мышления и разное строение головного мозга. Именно тут образуется магия, которая позволяет обеспечить понимание задачи между клиентом и командой.
В мире WordPress это называется WWH
На самом деле все что выше – это просто шуточный русский перевод давно известной методики – WWH. Для тех кто плотно наблюдает за разработкой WordPress – эта штука постоянно видна.
Наблюдая за задачами вы постоянно видите 3 вопроса: What? Why? How? или сокращенно WWH.
Примеры:
- простой пример https://github.com/WordPress/gutenberg/pull/52645
- чуть более сложный с импровизацией https://github.com/WordPress/gutenberg/issues/31893
Почему этот метод работает эффективно?
Думаю что сложно ответить на вопрос почему это работает круто.
Проще ответить так:
- я это пробовал много раз и почти всегда этот метод работал круче чем другие
- мы легко можем увидеть на примере WordPress команд что они его также часто используют
- он супер простой и легко изучается
Можно сказать что этот метод находится на стыке инженерии, психологии и магии.
Как это работает на практике у меня?
Когда ко мне приходит бизнес или клиент на консультацию – я делаю ЧеПоК.
Клиент рассказывает про свою идею или проблему.
А я это декомпозирую на 3 базовых вопроса: Чего? Почему? Как?
К концу консультации клиент уходит радостный поняв в чем суть проблемы и как ее решать.
А мне становится понятно что было не так и как помочь клиенту.
Вот как то так 🙂
P.S. Чепокайте задачи ваших клиентов как можно чаще, чтобы они были счастливы.