Как американский программист ухитрился написать самую популярную в мире платформу для ведения блогов и почему через 7 лет после ее создания он еще только начинает на ней зарабатывать
Мэтту Мулленвегу было 19 лет, и он учился на первом курсе Хьюстонского университета, когда задумался о новом «движке» для своего блога Photomatt.net, построенного на системе публикации контента с открытым программным кодом b2 . «Было бы здорово совместить гибкость Movable Type, возможности парсинга TextPattern, возможности доработки b2 и легкость установки Blogger», — думал он, перебирая популярные тогда сервисы для ведения блогов.
То, к чему привели эти размышления, не вполне сравнимо по значению с первой трансатлантической телеграммой Сайруса Филда или с щелчком электрического выключателя Джорджа Вестингауза на Всемирной Колумбовой выставке. Но Мулленвег сделал свою историю. В 19 лет он начал разрабатывать программу для публикаций в интернете WordPress, которая стала стандартом интернета, самой популярной в мире платформой для ведения блогов и бриллиантом в короне сан-францисской компании Automattic, которой управляет Мулленвег вместе с генеральным директором Тони Шнайдером — программистом, предпринимателем и венчурным капиталистом.
Сегодня на WordPress работает каждый шестой сайт в интернете (всего около 60 млн), причем каждый день появляются 100 000 новых. Ресурсы, размещенные на облачном хостинге компании, открытом для бесплатного создания сайтов, привлекают 330 млн пользователей, которые ежемесячно просматривают 3,4 млрд страниц. А корпоративное предложение Automattic — WordPress VIP — стало самым популярным средством публикации в интернете у ведущих медиакомпаний (на нем, в частности, работает американский портал Forbes.com). Для многих корпораций это земля обетованная — общераспространенная платформа, простая в использовании и подходящая для любого мультимедиаконтента; они обрели ее через десять лет блуждания среди тяжеловесных, дорогих и неэффективных систем управления содержимым сайта (CMS).
Если WordPress так популярна, почему Мулленвег в свои 28 лет еще не стал миллиардером? С момента основания Automattic в 2005 году компания предпочитала рост рентабельности и многое отдавала бесплатно. Лишь 1% пользователей WordPress.com платят компании. К их числу не относятся пользователи, которые сами ставят программу на свои серверы. Лишь небольшая доля пользователей начала с недавних пор платить за дополнительные функции вроде резервного копирования информации. Automattic только в прошлом году в ограниченном объеме ввела на сайтах рекламу.
«Процесс монетизации только начинается», — утверждает Шнайдер. Компания приносит прибыль, уточняет он: каждый год на протяжении последних семи лет ее выручка удваивалась. Но выручка Automattic в 2012-м составит, по прогнозам, лишь $45 млн, что несравнимо с занимаемым ею местом в интернете.
У Мулленвега бородка и волосы до плеч — образ спокойного мессии. Его мягкий голос звучит убежденно, особенно когда он говорит о программном обеспечении. Отец Мулленвега работал программистом в нефтесервисной компании Halliburton и в детстве давал ему разбирать и собирать компьютеры у них дома в Хьюстоне, это увлечение превратилось в бизнес. Мэтт открыл первую страницу в интернете, когда ему было 12 лет, а в 18 создал блог, чтобы вывесить фотографии из поездки в Вашингтон. К 19 годам он был уже достаточно уверенным программистом, чтобы участвовать в разработке своего любимого проекта с открытым кодом b2.
В январе 2003 года Мулленвег объединил усилия с программистом Майком Литтлом из британского города Стокпорт, который предложил ему помощь в создании новой платформы для блогов. В мае того же года они выпустили первую версию WordPress. Она обеспечивала процесс установки и богатые возможности настройки для блогеров, которые были готовы копаться в коде. В этой сфере тогда доминировала система Movable Type, но новая платформа привлекла тысячи пользователей благодаря сарафанному радио. Когда в 2004 году владельцы Movable Type решили сделать свою платформу платной и от них побежали раздраженные пользователи, WordPress приняла на себя эту волну.
К августу того года у WordPress было уже 15 000 пользователей и сотни лояльных программистов по всему миру, которые вносили улучшения в программный код. Мулленвег бросил учебу и устроился работать в компанию CNET Networks в Сан-Франциско, чтобы сориентироваться в новом мире блогинга и онлайновых медиа. «За первые несколько месяцев работы я познакомился почти со всеми, с кем я до сих пор работаю», — говорит он. В том числе с блогером Омом Маликом, инвестором Тони Конрадом и Тони Шнайдером.
Шнайдер изменил его жизнь. К 2005 году Мулленвег уже успел отказать венчурным капиталистам и компаниям, которые предлагали купить WordPress, чтобы капитализировать лояльность пользователей к этому бренду. В апреле того года он публично извинился за нерешительную попытку финансировать WordPress за счет рекламы. Он больше всего боялся, что кто-то может попытаться превратить WordPress в коммерческий продукт и похоронить усилия по разработке открытого программного кода. «Я сопротивлялся превращению WordPress в бизнес отчасти потому, что еще не встречал никого, кто бы мог соединить бизнес с моей философией», — говорит он. И тогда появился Шнайдер.
Они встретились за обедом. Хотя Мулленвег опоздал на 30 минут, они поладили, и обед плавно перетек в ранний ужин. Швейцарский программист Шнайдер незадолго до того продал почтовый сервис Oddpost компании Yahoo за $29 млн. В следующие несколько месяцев они неоднократно обсуждали возможное будущее WordPress.
В октябре 2005 года Мулленвег ушел из CNET и в декабре открыл Automattic, для которой он привлек $1,1 млн инвестиций у Polaris Ventures, True Ventures (где партнером был Шнайдер), CNET и Radar Partners. В январе 2006 года в компанию пришел Шнайдер и занял кресло генерального директора.
Чтобы не уничтожить сообщество разработчиков открытого программного кода WordPress, Automattic решила оседлать волну облачных технологий и запустила WordPress.com. С помощью этого сервиса любой новичок может выйти в веб и создать профессиональный сайт, не заботясь о хостинге и настройке сервера. Automattic зарабатывает деньги по модели фримиум: лишь некоторые из ее клиентов платят компании за такие дополнения, как резервное копирование или собственное доменное имя второго уровня.
За первые два года пользователи разместили на сервисе 2 млн сайтов. Скоро к ним присоединились медиакорпорации, которые просили, чтобы Automattic взяла на себя их системы управления содержимым. Компания уступила их напору в сентябре 2006 года, и технический писатель Роберт Скобл стал первым пользователем VIP-продукта Automattic. Вскоре за ним последовала CNN и такие блоги о мире высоких технологий, как GigaOm и TechCrunch.
Выручка компании никогда не поражала воображение. Но даже при обороте менее $10 млн в 2008 году Automattic смогла достичь безубыточности и отклонить «очень щедрое предложение» одного из поклонников. Вместо того чтобы стричь купоны, компания привлекла еще $29,5 млн от прежних инвесторов, среди которых была New York Times — многие блоги этой корпорации работают на платформе WordPress. «Это был важный поворотный пункт», — вспоминает Шнайдер.
Вместе с независимостью Automattic сохранила необычную организацию рабочего процесса. У компании, которая начиналась с проекта по разработке ПО с открытым кодом, теперь 120 сотрудников в 26 странах на шести континентах. Хотя большинство из них работают из дома, у каждой группы, куда обычно входят пять или шесть человек, есть большой бюджет на поездки. «Большая часть денег, которые мы экономим на офисе, уходит на билеты», — смеется Мулленвег. Группы собираются на Гавайских островах, в Мексике и Новой Зеландии. Раз в год все собираются вместе. Удаленная работа позволяет Automattic нанимать талантливых сотрудников по всему миру, не тратясь на щедрые бонусы и зарплаты, как это делают Google, Facebook и Apple.
Помимо Automattic на WordPress зарабатывает большое сообщество разработчиков и консультантов. Недавнее исследование компании показало, что 20 000 человек по всему миру занимаются тем, что разрабатывают дизайн, размещают на хостинге и обслуживают сайты на базе WordPress. Там, где иной руководитель мог бы увидеть упущенную выгоду, Мулленвег видит долговременную ценность: Automattic может сосредоточиться на развитии, пока другие игроки восполняют пробелы. «Со стороны мы выглядим странно», — признает он.
И все же от компании, которая держит под башмаком 17% интернета, можно ожидать больших прибылей. Шестьдесят процентов выручки
поступает от продажи платных дополнений для сайтов на WordPress.com — собственных доменных имен, улучшенных шаблонов оформления и функций безопасности. Еще 20% приносят VIP-клиенты с ежемесячной платой за услуги от $5000 до $50 000. Остальную выручку приносит реклама.
В прошлом ноябре Automattic заключила партнерское соглашение с Federated Media, чтобы запустить WordAds, первую крупную попытку монетизации за счет рекламы, которая показывается в самых популярных блогах. С тех пор к программе присоединились 10 000 сайтов. Как заработать деньги на таком количестве сайтов WordPress? Небольшой размер команды, которая поддерживает VIP (всего 14 человек), затрудняет развитие этого сервиса. WordAds находится пока в зачаточном состоянии, но явно имеет большое будущее. Поскольку большую часть выручки обеспечивают платежи за дополнительные возможности на WordPress.com, Шнайдер хочет агрессивнее предлагать платные опции. Вы открываете свой первый блог? Компания несколько раз напомнит вам, что за $18 в год вы можете убрать слово «.wordpress» из веб-адреса. За $99 вы получите пакет услуг WordPress Value Bundle, куда входит поддержка видео высокой четкости, увеличение дискового пространства и богатые возможности настройки.
Даже некоммерческая сторона деятельности используется для монетизации. Недавно Automattic выпустила пакет JetPack, с помощью которого веб-сайты на платформе WordPress.org, размещенные на сторонних хостингах, получают доступ к функциям комментирования, анализа трафика и связи с социальными медиа на базе облака. Пока предлагаются только платные опции для резервного копирования и обеспечения безопасности, но с течением времени работа с этим колоссальным кругом потенциальных клиентов откроет дополнительные возможности для монетизации.
«Чтобы WordPress оставалась платформой мирового уровня, нужна устойчивая модель развития», — говорит Мулленвег. Но уже ясно, к чему склоняются его мозг и сердце. Большую часть своего времени он уделяет поездкам на десятки конференций WordCamp, посвященных WordPress, которые ежегодно проходят по всему миру. Большинство их посетителей — пользователи WordPress.org, не входящие в число того одного процента пользователей, которые приносят деньги Automattic.
Сайрус Филд и Джордж Вестингауз не так щедро раздавали свои изобретения. Но они умерли богатыми.